- Акмеизм
- (от греч. акте - вершина, пик, наивысшая степень чего-либо)понятие, введенное в художественно-эстетический язык в 1912 г. поэтами Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким, предполагавшими, что оно в наибольшей степени подходит для обозначения того нового литературного направления, к которому они относили помимо себя таких петербургских поэтов, как А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич. В 1912-1913 гг. акмеисты издавали свой журнал «Гиперборей», давший их направлению еще одно название - гиперборейцы.Эстетическая позиция поэтов-акмеистов была противоречивой. С одной стороны, они надеялись, что их направление явится достойным, обнадеживающим, перспективным выходом из того кризиса, в котором оказался русский символизм начала XX в. Творческие, эстетические принципы поэтов-символистов А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова представлялись им не соответствующими духу современной эпохи. Характерно название вышедшей в 1916 г. статьи В. Жирмунского об акмеистах: «Преодолевшие символизм». С другой стороны, акмеисты, несмотря на свой модернизм, охотно декларировали неразрывность тех связей, которые существуют между ними и классической эстетикой У. Шекспира (художественное проникновение во внутренний мир личности), Ф. Рабле (гимны жизнелюбивой, цветущей телесности), Ф. Вийона (трагизм существования, открытого и Богу, и пороку, и смерти и бессмертию). В результате возник причудливый синтез неоклассического и одновременно неоромантического характера, устремленный к достижению изысканной безупречности художественно-эстетических форм и нацеленный на высокие нравственные ориентиры, что в условиях модернистской расхристанности и декадентского имморализма требовало духовной отваги.◘ Лит.: Лекманов О. А. Книга об акмеизме. - М., 1996.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.